ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СТУДЕНТА: НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ

Антонов В.Г.JPG

   Коротко о себе: родился в г. Новгород Волынский (Украина) в семье военного. Закончил среднюю школу на родине Николая Островского в г. Шапитовка. После окончания школы поступил в Ленинградский госуниверситет на механико-математический факультет. Там же закончил аспирантуру. По окончании приехал по приглашению в Сыктывкарский государственный университет. В 1990 г. был делегатом последнего партийного съезда КПСС, членом партийной комиссии этого съезда. С 2002 по 2011 гг. работал деканом математического факультета Сыктывкарского университета, а   в 2011 г. получил приглашение от Нины Александровны   Нестеровой перейти на работу в Академию госслужбы. Совсем недавно стал проректором по научной работе.

— А почему математика? …Почему не история, не филология?

— Вообще, это очень серьёзный вопрос. Если честно, в юности математиком я себя не видел. Произошло определённое стечение обстоятельств. Я просто ещё со школы очень хорошо понимал математику, поэтому, где бы я себя не пытался реализовать, – без математики, увы, не получалось. У меня был хороший учитель в школе, который смог и мне, и всему классу объяснить, что, куда бы мы ни пошли в дальнейшем учиться или работать, математика везде будет нужной. Она даёт очень много преимуществ: логическое мышление, умение организовать свою работу, выстроить алгоритм своих действий по решению той или иной проблемы. Всё это идёт от математического образования. Когда я поступал на матмех, я подал документы не на математику, а на механику – это фундаментальная математика, исследование и конструирование систем, в том числе и космических, исследование космических объектов. Когда я учился на 4 курсе, мой научный руководитель, занимавшийся небесной механикой, предложил мне переключиться на занятия, связанные с математической и теоретической кибернетикой. Так я перешёл на кафедру теоретической кибернетики. Этот переход и привёл к тому, что я и в аспирантуру пришёл на математический профиль, защитил диссертацию по математической теории управления. Эта тема для меня очень интересна, она граничит с математикой и управлением. Я совсем не жалею, что у меня есть математическое образование, которое позволяет заниматься и политикой, и избирательными технологиями, и управлением. В этом плане, математическое образование –фундамент.

— Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный преподаватель? Считаете ли вы себя таковым?

— Какой я – это, наверное, лучше пусть скажут студенты и мои коллеги-преподаватели. Поговорка «Если сам себя не похвалишь, тебя никто не похвалит» вообще чревата последствиями. Если я что-то делаю хорошо, люди это оценят. Ну, а если я что-то делаю плохо, люди оценят и это. Поэтому оценивать себя я не берусь. А каким должен быть идеальный преподаватель, я скажу, поскольку сам стараюсь приблизиться к этому. Первое: преподаватель должен знать свою дисциплину достаточно глубоко и широко, чтобы иметь возможность комментировать, приводить примеры, иллюстрировать теоретический материал. Второе: просто знать свою дисциплину – мало, надо постоянно учиться, совершенствоваться, потому что время идёт, и наука развивается, появляются новые факты. Третье: преподаватель должен много знать из своей области, своего направления подготовки, чтоб грамотно ориентироваться в той среде, о которой ведётся речь. Четвёртое, и очень важное: преподаватель должен уметь говорить, чтобы то, что он говорит, было достаточно внятно, подробно, иллюстративно. Речь должна быть очень грамотной, последовательной, логически выстроенной. Следующее, у преподавателя должен быть поставлен голос, он должен быть хорошим оратором. Также, преподаватель должен уверенно ориентироваться в современной обстановке. И, безусловно, преподаватель должен быть заинтересован в обучении студентов.

— У нас в Академии два факультета: факультет управления и юридический факультет. С вашей точки зрения, кого проще учить, а кого труднее… юристов или управленцев?

— Подготовить любого специалиста сложно, просто требования разные. Научить юриста математике очень сложно, потому что у него целый комплекс предрассудков: он гуманитарий, ему математика не нужна, у него запущена школьная математика. Но, с другой стороны, у юристов математика более простая. Проблема не в том, сложная это дисциплина или простая, а в том, насколько аудитория заинтересована в получении знания. Сегодня, чтобы стать хорошим специалистом, надо не «вызубрить» предмет, а разобраться в том, что даётся. Главная задача студента – это научиться учиться, разбираться в материале и осваивать его. Заметьте, я не одну специальность не выделил. С точки зрения подготовки каждая специальность сложная и требует в освоении сил, хотя бытует мнение, что гуманитарные науки проще в освоении, чем естественные.

— А студенты? Какие они для Вас? Есть ли у Вас любимчики? Может, кого-то не любите?

— Начнём с того, что такая трактовка, как «любимчики» мне не понятна, и я её не признаю. Есть студенты, к которым я отношусь хорошо, мне интересно с ними работать, к таким студентам у меня действительно очень хорошее и дружелюбное отношение. Таких студентов я всегда поддерживаю, с ними я готов заниматься сверх учебной программы столько, сколько они пожелают. Но есть и такие студенты, которые халатно относятся к занятиям. Естественно, я очень не люблю тех, кто опаздывает на занятия. Такой студент демонстрирует неорганизованность, недисциплинированность и пренебрежение к своей группе и преподавателю.

— А какой Вы, когда не преподаватель? Какой Вы вне работы? Чем занимаетесь, когда есть свободное время?

— Я женат, у меня есть взрослые дети, внуки. Естественно, как любой нормальный человек, я провожу всё свободное время со своей семьёй. Мне доставляет огромное удовольствие, когда я провожу время с внуками. Кроме того, так уж сложилось в жизни, что мне много чего интересно: мне интересно заниматься политикой, потому что я понимаю её, понимаю, что происходит.

Это то самое увлечение, которое связано с профессионализмом. У меня есть и другие увлечения, они у меня иногда меняются. Я очень долгое время увлекался шахматами. Говорят, удивительно, но я долгое время занимался разведением кактусов – это очень интересно, требует очень большого внимания, знаний. Цветение кактусов – это прекрасное зрелище. Наверное, вся Академия уже знает, что я занимаюсь вышивкой. Это досталось по наследству от мамы. Говорят, вышиваю неплохо, у меня даже была выставка. Вышивание – один из очень эффективных способов снятия стресса. Мне очень нравится просто так проводить время на природе, это доставляет мне удовольствие: погулять по лесу, посидеть на берегу реки, порыбачить.

 Беседовала Елена ЮДИНА

Яндекс.Метрика