Культурному предпринимательству в Артике быть!

Со 2 по 4 марта 2015 года в Сыктывкаре прошел международный семинар «Развитие и продвижение культурного предпринимательства в Арктике», на котором были затронуты проблемы локальных бизнесов и их роли в процессе  развития северных территорий.[1]

Семинар был организован Коми республиканской академией государственной службы и управления совместно с Фондом развития творческих индустрий и культурного туризма и Факультетом управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук при поддержке Агентства Республики Коми по туризму.

— В Республике Коми сейчас творческий бизнес не оформлен и представлен единичными предпринимателями. Опыт, которым поделились наши гости, очень полезен, мы сможем адаптировать его для Республики Коми, чтобы продукты творчества коми мастеров стали востребованными и интересными для населения, — рассказала ректор КРАГСиУ Нина Нестерова, — на базе Академии скоро открывается Школа социального предпринимательства, в работу который мы обязательно будем включать модули для культурного предпринимательства.

В семинаре приняли участие предприниматели-ремесленники и мастера, действующие на территории северных стран, представители культурных институций, госорганизаций, эксперты в сфере культуры и туристических отраслей.

Своим ценным опытом продвижения  этнотоваров в своих регионах, на уровне муниципалитетов поделились гости-эксперты из Эстонии, Финляндии, Карелии и Москвы. В первый день семинара про проблемы и возможности ремесленного и оленеводческого предпринимательства в Финляндии, разработку изделий из оленьих материалов и развитие способов производства рассказала советник по малому бизнесу в сфере традиционного ремесла Центра образования саамского региона (Инари, Финляндия) Пиркка Лааксо. Директор Академии культуры Вильянди Тартусского университета (Эстония) Анзори Баркалая привел примеры тройной поддержки креативной экономики в Эстонии, подробно остановившись на поддержке и продвижении культурного предпринимательства и профессионального образования в этой сфере.

В первый день участники семинара проанализировали реальное положение культурного предпринимательства арктического региона и приоритеты его развития, в том числе речь шла о месте этнокультурного предпринимательства в стратегиях устойчивого развития территорий. Темой второго дня семинара стало проектирование бизнес-моделей. При работе в группах каждому мастеру-участнику семинара были даны конкретные рекомендации. В заключительный день предприниматели и эксперты обсудили непосредственно стратегию развития культурного предпринимательства на Севере и его продвижение.

 — В Республике Коми культурные предприниматели очень разрозненны, у всех разный потенциал. Нет локального бизнеса, отсутствует элементарная схема взаимодействия между мастерами и профильными министерствами, смежными отраслями. За дни работы семинара мы вышли на образ единой платформы, которая бы втягивала в себя всех специалистов и заинтересованных лиц. Сейчас необходимо преодолевать межотраслевую и административную разобщенность внутри регионов, — сообщил эксперт семинара – преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук, руководитель специализации «Управление культурным разнообразием» Владимир Кузнецов.

— Тема культурного бизнеса мне очень нравится и хочется отметить колоссальный творческий потенциал Республики Коми. Удивительное занятие — вырастить в себе человека, склонного к инновациям при этом занимаясь традиционным искусством. Всем мастерам необходимо развиваться, уходить от принципа «делаю только то, что умею», — отметил эксперт семинара – руководитель отдела зрелищных зданий и комплексов культуры Экспериментального научно-проектного института (ЭНПИ), эксперт фондов «Новая Евразия», «Пушкинская библиотека»,  преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук Николай Прянишников.

Итогом международного семинара стало решение о создании Ассоциации культурного предпринимательства Арктики, способствующей продвижению этнокультурных бизнесов региона на внешних и внутренних рынках, развитию профессиональной коммуникации между мастерами и представителями сектора этнокультурных индустрий, расширению образовательных возможностей. В ближайших планах Ассоциации — создание сайта с интерактивной картой бизнесов и мастеров.

[1] Семинар проводился в рамках проекта «Этнокультурное предпринимательство в Арктике» при поддержке Совета Министров Северных стран (в лице Нордреджио).

Миссия проекта состоит в продвижении локального этнокультурного предпринимательства, оказывающего реальный эффект на процессы устойчивого развития местных сообществ, а также на создание особой инфраструктуры для воспроизводства этнических культур в условиях инновационной экономики северных стран.

 

Яндекс.Метрика