Обсуждение изменений и дополнений в законодательство о миграции

   12 декабря 2012 года в рамках дискуссионного клуба Коми республиканской академии государственной службы и управления состоялось обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о миграции», внесенного в Государственную Думу РФ Председателем комитета по безопасности и коррупции Государственной Думы РФ И.А. Яровой и А.Е. Хинштейном.   В работе круглого стола помимо студентов дневного и заочного отделения приняли участие Ректор Н.А. Нестерова, декан юридического факультета О.В. Воронцова, заведующая кафедрой гражданского права и процесса, адвокат, член Адвокатской Палаты РК А.В. Гудцова, заместитель начальника УФМС России по Республике Коми – начальник отдела иммиграционного контроля и трудовой миграции УФМС России по Республике Коми А.И. Машанов,  инспектор Отдела Управления Федеральной Миграционной службы России по Республике Коми в Сыктывдинском районе Г.А. Даутбекова, начальник отдела по работе с национально-культурными и религиозными объединениями Министерства национальной политики Республики Коми П.В. Габов, председатель Комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты РК М.А. Никогосян, а также студенты академии.
В качестве экспертов по уголовно-правовым вопросам в сфере миграции выступили старший дознаватель  отдела организации дознания МВД РК О.В. Старцева, а также преподаватели кафедры уголовного права и процесса – В.Н. Осипов, М.Ю. Мартышин, Б.А. Шенкман.
Представители УФМС России по Республике Коми А.И. Машанов и Г.А. Даутбекова привели статистические данные, свидетельствующие о необходимости правового регулирования в данной сфере. Вместе с тем эксперты отметили, что ни одна из предложенных в законопроекте статей не будет полностью применяться. Это касается, например, новой статьи, которую предлагается ввести  в Уголовный кодекс РФ «Самовольное оставление мест, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации». Эксперты отметили, что проблемы, возникающие в данной сфере, связаны как с финансированием (например, в Республике Коми в этом году было принято 13 решений о депортации, фактически исполнено 10, на данные мероприятия израсходовано 400 тыс. руб.), так и с проблемой привлечения сотрудников правоприменительных органов (за тот же период для реализации мероприятий по депортации иностранных граждан было привлечено 40 судебных приставов, что значительно меньше реальных потребностей). Также сотрудники УФМС РФ по РК отметили, что в сфере незаконной миграции налажен целый «теневой» бизнес с которым необходимо бороться совместными усилиями.
Ректор Н.А. Нестерова отметила отсутствие системного подхода в исследовании и регламентации вопросов незаконной миграции, юридической ответственности, как самих мигрантов, так и лиц, незаконно способствующих проникновению нелегалов на территорию России, а затем и Республики Коми. Нина Александровна отметила, что информация, содержащаяся в пояснительной записке, не отражает актуальность и необходимость принятия инициируемого законопроекта, по крайней мере, в предложенном виде. Нужна большая последовательная работа в данном направлении.
Председатель Комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты РК М.А. Никогосян обратил внимание участников круглого стола на тот факт, что во всем мире в бюджетах соответствующих стран предусмотрено финансирование для депортации нелегалов. И России необходимо перенимать, например, опыт США. Он также согласился с тем, преждевременно говорить о принятии данного законопроекта в целом, но поддержал необходимость правового регулирования уголовной ответственности наших граждан, незаконно предоставляющих жилые и нежилые помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства.
Мнение М.А. Никогосяна поддержал В.Н. Осипов, который обратил внимание на то, что при установлении уголовной ответственности за незаконное предоставление жилых и нежилых помещений иностранному гражданину или лицу без гражданства нужно учитывать последствия, например, причинение вреда иностранным гражданам или гражданам РФ.
Все участники круглого стола отметили коррупциогенность, присутствующую в данной сфере. М.Ю. Мартышин высказал предположение относительно предпочтения долевого принципа в отношении трудоустройства мигрантов, нежели принципа квотирования, который изжил себя во многих сегментах рынка труда.

   По результатам работы дискуссионного клуба предлагаются следующие комментарии по представленному законопроекту:

   Статья 313.1 – Предлагаемая уголовная ответственность за самовольное оставление мест, предназначенных для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению и депортации, по нашему мнению, не получит практической реализации, тат как предусматривает в конечном итоге нахождение на территории РФ лиц, в отношении которых уже приняты и технически исполняются решения об их принудительном выезде за пределы РФ, что уже само по себе противоречит принимаемым решениям. В то же время ответственность за совершение данного деяния, безусловно, должна быть и по нашему мнению ее можно определить путем дополнения ст.18.11 КоАП РФ частью, предусматривающей увеличение срока запрета въезда в Российскую Федерацию для иностранного гражданина – например: после административного выдворения срок закрытия въезда составляет 5 лет, а в случае совершения обсуждаемого правонарушения он по решению суда увеличивается еще на 3 (….) года, без санкции по оплате штрафа, т.к. подавляющее число лиц находящихся в этих учреждениях не имеют денежных средств.

   Изменения в статью 322 –в подобной редакции данную норму так же будет сложно реализовать на практике, т.к. значительное (абсолютное большинство) иностранных граждан попадают на территорию РФ на законных основаниях через пункты пропуска через государственную границу. А ответственность за нарушение правил пересечения границы, режима в пунктах пропуска, правил провоза лиц через государственную границу уже определена действующим законодательством (КоАП РФ – статьи 18.1 – 18.8, 18.14, УК РФ – 322 в действующей редакции). С учетом этого, предлагаем рассмотреть вопрос ужесточения санкций по указанным статьям.

   Предлагаемая статья 322.1 требует дополнительного пояснения всех возможных случаев законного предоставления жилых и нежилых помещений и не может ограничиваться лишь категорией «иностранные граждане». Практика служебной деятельности ФМС показывает, что значительное количество граждан Российской Федерации так же занимают жилые и иные помещения с нарушением требований действующего законодательства и не несут при этом ни какой уголовной ответственности.

   Внесение дополнений в статью 18.9 КоАП РФ в действительности необходимо, так как ряд ее положений перекликаются со ст.322.1 УК РФ и практика их применений показывает, что в возбуждении уголовного дела в большинстве случаев отказывается, если по данным фактам были составлены протоколы об административных правонарушениях. В тоже время данные изменения бесполезны без внесения изменений и дополнений в ст.4.5 и 4.6 КоАП РФ по сроку и порядку составления протоколов об административных правонарушениях и их рассмотрению.

   Кроме этого, хотелось добавить, что санкции по всем предлагаемым изменениям КоАП и УК не предполагают минимального обязательного наказания, что является с одной стороны коррупционным моментом, с другой стороны не является гарантией назначения наказания.

Яндекс.Метрика