Восьмая ежегодная встреча координаторов международной сетевой программы «Бакалавриат приполярного регионоведения»
15-16 марта на базе Российского государственного гидрометеорологического университета в Санкт-Петербурге состоялась восьмая ежегодная встреча координаторов международной сетевой программы «Бакалавриат приполярного регионоведения». Во встрече приняли участие координаторы программы, представители вузов-партнеров и вице-президент Университета Арктики, руководитель сетевой программы «Бакалавриат приполярного регионоведения» Марит Сундет.
Координирующим вузом данной программы является Университет Норд (г. Буде, Норвегия).
Партнеры пришли к выводу, что общие тенденции в российском высшем образовании (слияние и укрупнение вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ) схожи с процессами, происходящими в соседних странах. Так, например Университет Нурланда (г. Буде, Норвегия) был переименован в Университет Норд, в состав которого вошли Университетский колледж Норд-Тронделага и Университетский колледж Несны. Марит Сундет представила новую концепцию норвежского университета и подчеркнула необходимость развития сотрудничества с партнерами. Государственная полярная академия в Санкт-Петербурге так же на сегодняшний день находится в процессе объединения с Российским государственным гидрометеорологическим университетом.
Координатор программы в Университете Норд Ларс Аксель Стуен Бробак представил статистическую информацию по количеству студентов, зачисленных на программу «Бакалавриат приполярного регионоведения», а также окончивших данную программу и получивших диплом. Так же он рассказал о программах магистратуры в Норд Университете. В ходе рабочей встречи также обсуждались вопросы успеваемости студентов программы BCS и причины оттока студентов (недостаточно высокая доля выпускников программы в сравнении с проводимым набором). Программа имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, что делает ее привлекательной для студентов различных направлений подготовки, что, в свою очередь, обуславливает будущие возможные трудности с перезачетом изученных дисциплин и, как следствие, двойной нагрузки для студента.
Руководитель международного офиса Университета Норд Моника Бробак в своем выступлении затронула вопрос международного образования и его основных целей (подготовка студентов к дальнейшему трудоустройству: развитие академических навыков, критического мышления, опыт работы и опыт обучения за рубежом во время своей основной учебы или международный опыт, полученный в своем университете). По мнению Моники, норвежским вузам необходимо принять во внимание процессы, происходящие в настоящее время: технологическое развитие, миграционные вопросы, стареющее население, фокус на защиту окружающей среды, международная конкуренция, развитие инновационных и предпринимательских навыков у студентов. Норвежские университеты столкнулись с проблемой несбалансированной академической мобильности. Согласно параметрам Болонского процесса к 2020 году доля студентов, выезжающих на обучение за рубеж, должна составить 20%, в то время как в настоящее время показатели выездной мобильности норвежских студентов значительно ниже.
Координаторы программы от российских вузов так же поделились опытом работы и результатами деятельности по данной программе за последний год.
Программа «Бакалавриат приполярного регионоведения» предусматривает интегративный подход, включает социальные и естественные науки, имеет арктический фокус, что дает возможность получить широкие фундаментальные знания о приполярном регионе, являющиеся актуальными для студентов различных направлений подготовки Академии госслужбы. По завершении программы в дополнение к диплому КРАГСиУ по выбранному направлению подготовки выпускники получают норвежский диплом Университета Норд и международный сертификат Университета Арктики.
В ходе встречи так же обсуждались перспективы развития сотрудничества в рамках сетевой программы в условиях интернационализации высшего образования и объединения университетов. Продолжено обсуждение вопроса о возможности и необходимости создания подготовительного образовательного модуля для будущих студентов BCS силами российских вузов-партнеров. Координаторами выработаны предложения по совершенствованию действующей модели международной сетевой программы, которая будет согласована с представителями учебных офисов университетов-партнеров.